Аналитический отчет о деятельности УМС РУМС
Аналитический отчет о деятельности УМС РУМС по специальностям «Металлургия» на базе Карагандинского государственного индустриального университета за 2013 – 2014гг.
На основании приказа МОН РК от 16.06.2008г. № 353 «Перечень УМС по группам специальностей» на базе Карагандинского государственного индустриального университета создана учебно-методическая секция (УМС) Республиканского учебно-методического совета МОН РК. В состав которой вошли представители 5 университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшего и послевузовского образования по направлению «Металлургия». Состав УМС приведен в таблице.
В текущем году работа УМС осуществлялась по утвержденному и согласованному со всеми членами УМС плану.
Основная деятельность УМС была направлена на решение задач по следующим направлениям:
- обсуждение разработанных типовых учебных программ для бакалариата, магистратуры и докторантуры специальности Металлургия;
- подготовка экспертных заключений по разработанным типовым учебным программам;
- обсуждение разработанных типовых учебных планов и образовательных учебных программ (ТУП и ОУП) технического и профессионального образования по специальностям: 1001000 – Обслуживание и ремонт доменной печи, 1002000 – Металлургия черных металлов (по видам), 103000 – Металлургия цветных металлов, 1004000 – Литейное производство, 1005000 – Внепечная обработка стали, 1007000 – Производство огнеупоров, а также подготовка экспертных заключений.
- работа с Национальным центром тестирования МОН РК по созданию тестовых заданий ВОУД
- анализ рабочих учебных планов и модульных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по специальности Металлургия, согласование с работодателями.
- сбор и обобщение предложений ВУЗов по обновлению и совершенствованию содержания учебных программ дисциплин высшего и послевузовского образования
- проведение Республиканской студенческой олимпиады и конкурса научно-исследовательских работ по направлению «Металлургия»
- внедрение новых технологий и методов обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов, развитие их творческого мышления и самостоятельности, интенсификацию учебного процесса;
- рецензирование научных статей по направлению «Металлургия», написание отзывов на авторефераты и т.д.
- участие в организации и работе конференций, семинаров и совещаний по проблемам высшего образования;
- Общее руководство УМС и заседания вел председатель РУМС д.т.н., профессор Нурумгалиев А.Х.
Решения РУМС принимались открытым голосованием простым большинством голосов. При равном количестве голосов голос председателя являлся решающим.
За отчетный период была проведена большая работа в основном преподавательским составом КГИУ по переработке типовых учебных программ для бакалавриата, магистратуры и докторантуры и по разработке ТУП и ОУП технического и профессионального образования по 6 специальностям на государственном и русском языках.
Заседания РУМС и принимаемые им решения оформлялись протоколом.
Была также проведена большая работа по созданию тестовой базы ВОУД.
В рамках реализации Инновационной образовательной программы Карагандинского государственного университета в вузе с 2012г. внедрена и совершенствуется модульно-кредитная технология обучения.
В текущем году был проведен подробный анализ рабочих учебных планов и модульных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по специальности Металлургия. Работа проводилась в соответствие с пожеланиями работодателей, с современными тенденциями развития науки и техники, новейшими достижениями в отрасли.
Образовательные программы по специальности Металлургия разработаны в соответствии с ГОСО и типовыми учебными программами и направлены на подготовку квалифицированных специалистов, путем последовательного повышение общеобразовательного и профессионального уровня обучающихся.
Учебный план модульной образовательной программы представляет собой совокупность расположенных в логической последовательности определенных содержательных модулей, каждый из которых ограничен: общей учебной целью развития у обучающихся конкретных компетенций, необходимых для присвоения искомой квалификации; профилем кафедры и логикой освоения образовательной программы.
На одном из заседаний УМС были обсуждены преимущества модульного образования, из которых члены УМС выделили:
- Модульные программы включают все компоненты образовательных программ: планы, программы и содержание.
- Модульное строение позволяет быстро вносить изменения в программы – можно разработать новые модули, а существующие модули можно обновлять.
- Модули можно изучать и оценивать отдельно, что позволяет в зависимости от потребности отобрать нужные (наиболее приоритетные) модули.
- При модульном обучении осуществляется постоянная обратная связь, т.к. после каждого модуля проводится контроль.
- Модульное строение программ способствует внедрению информационных технологий.
- Позволяет регулировать время обучения в зависимости от индивидуальных возможностей, интересов и способностей.
- Наиболее приближены к реальным потребностям работодателей.
- Ориентированы на результат.
- Более четко определяют базовые теоретические знания.
- Способствует интеграции теории и практики.
- Предусматривает краткосрочное обучение по модулям (подготовка, переподготовка и повышение квалификации).
- Учитывает преемственность и непрерывность подготовки кадров.
В КГИУ разработан каталог модулей для повышения уровня образованности и профессиональной компетенции, облегчения восприятия необходимого материала.
Кроме этого на настоящий момент в университете активно ведется работа по внедрению дистанционных образовательных технологий (ДОТ), с использованием кейс-технологии.
С целью ознакомления ППС и студентов университета с ДОТ в КГИУ проводятся обучающие и разъясняющие семинары, параллельно ведется разработка соответствующих инструкций.
В университете широко внедряются новые методы и принципы обучения, средства активизации познавательной деятельности. Можно сказать, что профессорско-преподавательский состав университета активно включился в процесс использования коммуникационно-информационных технологий в учебном процессе. Новым шагом в этом направлении является использование интерактивной электронной доски, что позволяет проводить мультимедиа-презентацию учебного материала, а это весьма эффективно в условиях сокращения лекционных часов при кредитной системе обучения.
Наличие и использование материалов на электронных носителях имеет следующие преимущества: облегчение работы по читаемым дисциплинам; оперативность и наглядность излагаемого материала при проведении занятий; значительное увеличение информационного объема при дефиците лекционного времени (50 мин); возможность обеспечения каждого желающего учебной информацией, с созданием в дальнейшем собственной электронной библиотеки и т.д.